?

Log in

entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Игрушка д. Петровское Костромской обл. - Народное искусство и быт
традиционное
omar_ot6elnik
dobro_narodnoe
omar_ot6elnik
Игрушка д. Петровское Костромской обл.

Слева: Иванов Павел Алексеевич, из коллекции omar_ot6elnik
Вторая слева: местный мастер, 90-е гг XX в., из коллекции omar_ot6elnik
Две справа: из частной коллекции


Игрушка д. Петровское, Костромская обл., Сусанинский р-н
Редкая и прекрасная петровская игрушка - почти погибший промысел. Сейчас стараниями студии керамики "Весна" изучается и создается. Но игрушки старых мастеров - Павла Алексеевича Иванова (?-1984г.) и Александра Васильевича Зайчикова - давно стали музейной редкостью и коллекционерской гордостью (я рада, что у меня хоть одна такая игрушка есть). Этими художниками созданы истинно прекрасные и удивительно гармоничные вещи.

Главные особенности: изысканный, утонченный силуэт, точность и гармоничность пропорций, однотонная зеленоватая или коричневая полива (глазурь - свинцовый сурик), декор гравировкой.
Петровские мастера смешивали два сорта глины - коричневую и красную. Для игрушек глину берут в определенном месте за Святым озером - там самая лучшая.
Декоративные орнаменты: "елочки", вертикальные вмятинки, точки. Для нанесения более сложных узоров петровские гончары использовали деревянные штампики. Вид рельефной декоративной отделки, выполненный вдавливанием (тиснением) археологи называют "ямочным", он существует тысячелетия и вот, в петровской игрушке, сохранился до наших дней. На груди у коней и птиц находим также солярные знаки.
Сюжеты: конь, петух, олень, лось, баран, гусь, козел, медведь, собака, мужики с гармонями и балалайками, бабы с детьми, скоморохи.
Изображения людей особенно архаичны, среди них стоит отметить изображения бабы с поднятыми к солнцу руками, как в орнаментах северной вышивки.
Лепной декор и гравированный орнамент дают представление и о местном костюме - высокий кокошник, ожерелье, тонкий пояс, коса, собранная в пучок.
Игрушки на трех или четырех опорах.
Свистульки - обязательно для всех игрушек.
Размер 7-9 см - "для детей", до 17 см - скульптуры-свистульки (статуи) - "для взрослых".

Мастера:
Иванов Алексей Иванович
Иванов Павел Алексеевич
Иванов Вячеслав Павлович
Зайчиков Александр Васильевич
Зайчикова Анфиса Никитична

Игрушечный промысел д. Петровское "сопровождал" гончарный. В Костромской губернии в 19в. гончарный промысел существовал во всех уездах. В д.Петровское во всех 27 дворах занимались гончарством. Но в 40-х гг. 20 в. промысел начал угасать, только два мастера - П.А.Иванов и А.В.Зайчиков - продолжали активную работу.
Павел Алексеевич Иванов начал лепить в 9 лет под руководством отца, Алексея Ивановича. Павел Алексеевич был не только гончаром, а также плотником, столяром, даже колхозным кузнецом проработал 33 года. Изготовление игрушек стало его основным занятием с уходом на пенсию в 1972г. Делал игрушки и посуду по заказам Художественного фонда России и коллекционеров, создал около 500 видов посуды. Умер П.А. Иванов в 1984г., не оставив последователей. Но его игрушки до сих пор служат эталоном для молодых мастеров. Благодаря ему петровскую игрушку часто называют иванУвской.

Сейчас игрушку делает сын П.А.Иванова - Вячеслав Павлович Иванов, проживающий в с. Буяково, а также художественная студия керамики "Весна" Культурно-просветительского центра им. Е.Честнякова, г.Кострома (Сергей Булатов, Дмитрий Рыжов, Михаил Губанов, Александр Ситников).

156022, Кострома, ул. Почтовая, 9
Культурно-просветительский центр им. Е.Честнякова
Тел.: 8-0942-53-02-11

(с использованием материалов статьи "Петровская глиняная игрушка",
Сергей Булатов, "Народное творчество",6-2004, стр. 38-40)

-------------------------------------------------------------------------------

Сусанинская игрушка
Геннадий Блинов


статья отсюда:
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1719/

В глубине костромских лесов, среди высоких холмов и топких полян спрятались селения Сусанино, Сергеево, Петровское. По дорогам и тропинкам, по которым хаживал когда-то Иван Сусанин, добрались мы до Петровского, где живет гончар Павел Алексеевич Иванов, мастер сусанинской игрушки, о которой еще несколько лет назад не знали даже специалисты народного творчества.
Павел Алексеевич пригласил нас в просторный свой дом, вынес из чулана корзину с игрушками и начал неторопливый разговор...
Да, промысел давний — и деды и прадеды тянули на гончарном круге горшки да кринки, лепили на досуге глиняные свистульки. В Петровском до пожара, случившегося в 1922 году, было тридцать два двора. И почти в каждой избе в межсезонье, когда затихали сельскохозяйственные работы, мужчины садились за гончарный круг. Павел Алексеевич впервые взялся за глину в девять лет и вскоре под руководством своего отца, Алексея Ивановича Иванова, в совершенстве овладел ремеслом. Однако главным занятием Павла Алексеевича было кузнечное дело, которому он отдал тридцать три года своей долгой жизни. Теперь Иванов на пенсии и может больше времени отдавать гончарству. А вообще-то он «на все руки от скуки». Вот вчера корзину сплел из лозы. И эту ступу сам долбил.
— Раньше мастеров много всяких было, — рассуждал Павел Алексеевич. — В былые времена, я как-то подсчитал на досуге, крестьянин волей-неволей должен был уметь построить и смастерить около пятисот разных строений и обиходных вещей — от избы и мельницы до ложки и игрушки.
Самому Павлу Алексеевичу учиться не довелось. Зато жизнь научила его понимать пластические свойства глины и создавать из нее глубокие художественные образы. После недавней смерти гончара и игрушечника Александра Васильевича Зайчикова Павел Алексеевич остался единственным мастером, продолжающим традиции сусанинской глиняной игрушка.
Свистульки Иванова — фигурки людей и животных, покрытые глазурью зеленовато-болотного отлива, без каких-либо намеков на роспись. Прежде они не превышали по высоте 8—9 сантиметров, но в последнее время, когда работами Павла Алексеевича заинтересовались художественные салоны, он по просьбе искусствоведов стал лепить игрушки гораздо крупнее — до 14—17 сантиметров высотой. Такая «гигантомания» в некоторой степени оправдана тем, что в наше время игрушка народных мастеров уходит из мира детей в мир взрослых, превратившись в камерную скульптуру. И все-таки нельзя не признать, что с увеличением размеров свистульки немало потеряли в своей выразительности. Механическое увеличение масштабов повлекло за собой нарушение сложившегося образа. В течение многих столетий модулем при изготовлении глиняной игрушки служила именно кисть ребенка. Ребенок должен свободно держать свистульку в руке.
Круг сюжетов сусанинской игрушки невелик. Помимо фигурок куклы, коня и птицы, встречаются мужичок с гармошкой или балалайкой, собака, баран, олень, гусь, петух. Реже можно увидеть животных, которых трудно отнести к какому-либо зоологическому виду. Фантазия народных мастеров уводит их порой довольно далеко от реальности. Фигурки стоят на трех точках опоры — две передние ноги и хвост-свисток.
Конь немного напоминает своего шахматного собрата. Его по-лебединому выгнутая шея заканчивается тонкой головкой с длинными ушами и глубоким вырезом рта. Глаза намечены двумя проколами спицы, туловище, пара ног и хвост-свисток почти точь-в-точь такие же, лак у гуся или оленя. Только шея и голова конкретизируют родство фигурки с реальным прототипом. Палочкой-спицей на шее прочерчены по сырой еще глине полоски, изображающие гриву, а на туловище брошен орнамент, похожий на «елочку». Благодаря этому простейшему декору конь выглядит празднично-нарядным, поэтически-сказочным.
Сусанинская птичка вылеплена в той же условной манере. Поставьте, например, эту остроносую пичужку рядом с собачкой, закройте рукой их головы, и вы не отличите фигурки друг от друга...
Кукла Павла Алексеевича — предмет особого разговора. Стоит она уверенно, несколько важно, может быть, даже выглядит чопорной. Руки у нее либо подняты вверх, как на изображениях женщин в орнаментике северной вышивки, где женщина с воздетыми к солнцу руками-гребнями олицетворяла культ домашнего очага, либо вылеплены «кренделями», «руки в боки». Голова украшена очень высоким кокошником. С шеи на грудь спускается большое ожерелье. Стан охвачен тонким пояском, испещренным вертикальными вмятинами. Подол платья украшен «елочками», разделенными вертикальными царапинками. Лицо как гротескная маска. Однако мастер вряд ли стремился к гротеску. Довольно длинный тонкий нос не так уж и далек от характерного костромского типа носов. А намеченные маленькими ямками-дырочками глаза совсем не отличаются от глаз сусанинской глиняной лошадки или птички, где не может быть и речи о гротеске. Голова куклы увенчана крутым завитком, изображающим свернутую в пышный пучок косу...
Сегодня свистульки Павла Алексеевича — непременные участницы всех более или менее крупных выставок изобразительного фольклора. Но — увы! — искусство костромских гончаров, лишь недавно открывшееся людям, может уйти безвозвратно, не продолжив себя. А ведь мы знаем, как возрождали филимоновскую, каргопольскую или дымковскую игрушку, чтобы не потерять ни одной ниточки в пестром ковре традиционного народного искусства.

Метки: , , , , ,

1 уже сказали // есть, что сказать
Comments
olika From: olika Date: Декабрь, 18, 2011 18:23 (UTC) (Ссылка)
Петровская игрушка на Ладье-2011
http://www.showbell.ru/blog/archives/6531
1 уже сказали // есть, что сказать